Здравствуйте! |
Если Вы, хотя бы один раз в жизни задавали себе вопрос: Кто Я? Зачем Я? Для чего Я?, если Вы, по-прежнему, способны удивляться жизни, быть искренними, любить, или... если Вы, в суете жизни утеряли эту свою исконную, данную нам с рождения способность, ВЫ ПОПАЛИ ПО АДРЕСУ! "МАСТЕР КЛЮЧЕЙ" - портал о человеке и его мирах. Человек, возможно, и начинается с этих самых главных вопросов. А Жизнь, которая проявляется через Вас и есть те Миры, которые интересуют нас больше всего! Потому что, именно через ЭТО стучится к вам Ваша Душа, стремясь помочь раскрыть Вам Ваш Полный Потенциал и реализоваться как Человеку.
|
Синдром Сурка или Как пережить психологический кризис | | Печать | |
Автор Наталия Малюченко | |
Мало кто не видел фильм Харольда Рэмиса "День Сурка", и мало кто не был потрясен (или хотя бы оживлен) этой великолепной киноисторией, в которой все как в притче - ни убавить, ни прибавить. Воистину, "День Сурка" - один из величайших кинематографических шедевров, достойный войти в антологию самых правдивых мифов о современном человеке. Если кто вдруг забыл (что невероятно) или не смотрел (что неправильно), напоминаю фабулу сюжета. Главный герой - с потрясно ироничным лицом Билла Мюррея - успешно загнивающий в кризисе середины жизни (впрочем, он не силен в психологии), застревает в одном-единственном дне, выдающемся по неинтересности и несчастливости, в гнусном обывательском Дне Сурка. Что бы ни происходило, он просыпается утром второго февраля - раз за разом, бесконечное количество раз. А что в этом общего с человеческой жизнью, так буквально все! Если исключить детали, делающие истину шедевром, можно увидеть голую матрицу (ох, простите!) типичного кризисного существования: все как всегда; проблемы не решаются; ситуация не меняется; я по-прежнему один; денег нет и не будет; карьера недосягаема, любовь прошла, болезнь доканывает, и т.д. Типично для кризиса середины жизни, имеющего весьма подвижные возрастные границы и упирающегося, как правило, в какую-нибудь доминирующую нерешабельную проблему. С которой обычно и приходят к психологу: "У меня НЕРЕШАБЕЛЬНАЯ проблема!" (Надо уехать, а тут снежная буря - конечно, нерешабельная). "Не могу найти работу, у мужа завелась молодая любовница!" Казалось бы, вполне решабельная - локально - проблема, но только не второго февраля. А человек в кризисе приходит именно второго! И начинается долгий и трудный Путь Сурка. Проблема не решается. А почему? Потому что - "да, я хочу, чтобы муж ко мне вернулся, но не такой, какой он сейчас, а такой, каким он был до свадьбы!" А почему? "Ну, вообще-то я от него натерпелась. Я ему все, а он всю жизнь игнорировал и подавлял меня! Да и вообще - разве это работа? Разве может здоровый психически человек работать в администрации города даже за такие деньги?!" Итак, вы ненавидите свою прошлую жизнь, полную неразрешенных вопросов, но вас вынесло в ужасный незнакомый городок в Пенсильвании, и вы изо всех сил хотите вернуться обратно. И застреваете. Дальше психолог или парочка психологов-сурков начинают сводить вас с ума, весело доказывая, что без этой работы вы не умрете, а без этого мужа вы хорошо смотритесь, особенно в этой вот зелененькой кофточке. "Я могу делать, что хочу! - восклицает герой в "Дне Сурка", запихивая в рот третье пирожное, - Ну, не глупо ли заботиться о здоровье, если завтра проснешься каким был?" Это, конечно же, художественная деталь мифа - если я в своем кризисе наемся пирожных, завтра проснусь жирной, как свинья. А еще целлюлит. (Но что интересно - вы всегда недовольны своей внешностью, с самого утра второго февраля у вас, если вы женщина, всегда есть три лишних килограмма и пара ненавистных косметических проблем.) Итак, "я могу делать что хочу" - первое открытие, которое делает человек второго февраля. А это, согласитесь, уже руководство к действию, ответ на сакраментальный вопрос всех страждущих всех времен и народов: "ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?" А давайте сделаем вот что - кстати, то, что сделала Кларисса Эстес в своей безумно прекрасной "Бегущей с волками" (если вы женщина или любите женщин, немедленно, немедленно достать и прочесть!) - разберем каждое действие мифологического героя, как непосредственный шаг к спасению. Фил в "Дне Сурка" начинает с исследования своих новых границ -он объедается, напивается, рискует жизнью, хамит полицейским, словом, ведет себя нетипично и ждет, что будет. Он обнаруживает, что День Сурка принимает его новое поведение без изумления, как нечто не имеющее особого значения и не имеющее, кстати, особых последствий, кроме одного: он узнает, что так тоже можно. Это, как любят говорить психологи, ни хорошо, ни плохо, подразумевая "клево, потому что по-другому быть не могло". Если наложить данный трафарет на нашу обычную жизнь (с нерешенной проблемой), то мы запросто можем попробовать: - сказать "нет" в том месте, где голова привыкла мелко кивать; - взять то, от чего вы всегда отказывались; - побывать в абсолютно чуждой, непонятной и неродной компании; - одеться и причесаться как-нибудь не так; - съесть и выпить то (или столько), что (или сколько) было немыслимым для вас, исключая по возможности мухоморы, наркотики и смертельные дозы, ибо мы находимся в самом начале фильма. Вы увидите, что все, что бы вы ни делали, так или иначе принимается этим гребаным миром, вы слегка веселеете, а психологи в вас души не чают. Однако вы опять просыпаетесь второго февраля и понимаете, что не все так просто. Проблемы не решаются, и деваться вам некуда. Все правильно, идем дальше. Фил начинает заниматься тем, что ближе лежит - то есть пытается завязать роман с чудесной девушкой, своей сотрудницей Ритой (поначалу - усложненным вариантом пирожных). Используя сведения, добытые второго февраля, он подъезжает к Рите и так и сяк, ему это почти удается, но вот что странно - все-таки не удается. Фил в тупике, он хотел пирожные или деньги, и они у него были, он захотел Риту - и Рита дала ему пощечину. Так в сурковой жизни Фила наметился первый серьезный разлом - то есть первая реальная цель (в противовес нереальной - уехать во время снежной бури). Настоящее высверкивает, пока еще неясно, пока еще на общем фоне бреда и тоски, как-то по-иному, и Фил неосознанно идет на блесну, не подозревая, что это и есть живая рыба. Ближе к нашему телу. Мы говорим: "Эта жизнь - она меня замучила. Да, я не голодаю. Да, у меня есть эта хренова работа, и эта кошмарная жена, и этот, прости господи, муж. НО ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА КВАРТИРА! (Снежная буря). ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛИ ДЕНЬГИ! (Снежная буря!!). ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ЛЮБОВЬ! (Снежная-преснежная буря!!!)" Да, с деньгами хорошо, в новой квартире хорошо - может быть. Но вот что сразу видно - в окружении человека всегда есть то, что ему нужно, где-то неподалеку. Нужный человек, нужный совет, нужное направление. В любом случае, это то, чем вы в состоянии заниматься: хотя бы варить себе кофе на завтрак, читать газету, с кем-то общаться или флиртовать. Во время кризиса все обостряется, и это хорошо: вы как будто наводите резкость на собственную жизнь и отмечаете, что вам в ней нравится, а что нет. Это мучительное время, способное растянуться на годы: добывание и перерабатывание информации, топтание на месте, чудовищная бесполезность всех усилий. Вас мучают сравнения себя с другими (хорошая пытка, доложу я вам), самообвинения и агрессия по отношению к миру. А конфликты и фобии дополняют картину. Великолепная женщина, с которой нам довелось пройти рука об руку через ее серьезный возрастной кризис, просто хлестала пиво и писала стихи. Она цеплялась за прошлое, которое в глубине души отвергала; она посещала семинары и тренинги, потому что ей нравилось то, что там иногда происходило, она пересматривала и перечеркивала свое отношение к прошлым занятиям и не тем мужчинам, которые ее окружали. Информация постепенно накапливалась, ситуация стояла, и пиво текло рекой. Она появилась еще раз, накануне третьего февраля, сомневаясь в своем новом выборе (а новый выбор всегда отличается от воображаемой модели, ведь никто из нас не собирается остаться в Пенсильвании), и больше мы ее не видели. Похоже, что она слишком счастлива, чтобы общаться с суркам. Но продолжим. Пережив отчаяние и разочарование (что выразилось в нескольких безуспешных самоубийствах), Фил обнаружил, что он есть, и смирился. Это очень важно - найти в своих стремлениях и убеждениях самого себя, неуклонного, живого и неисправимого, а значит, и Самого Себя. Примириться с тем фактом, что твое существование буквально впаяно, идеально вмонтировано в Стену Плача, что положение безвыходно, и что ты, как это ни дико звучит, совершенен и безупречен. Фил начал интересоваться другими людьми - делать то маленькое, что вызывает приятные чувства, и учиться тому, чему приятно учиться. Просто потому, что он все еще жив. Мозг человека, находящегося в перманентном кризисе (до нескольких цунами отчаяния, следующих с небольшими перерывами один за другим), никогда не может примириться с той жизнью и теми возможностями, которые есть. Уж очень все вокруг напоминают тупых сурков. Короче - я не собираюсь смотреть на птичек, играть на гитаре и встречаться с этим придурком, который вечно стоит на задних лапах и посвистывает о своей разбитой тачке. И правильно. Не надо ничего делать, не надо сверхусилий. Ни в коем случае не следует заставлять себя быть добрым. Большое заблуждение делать что-то, чего сильно не хочется (хотя это иногда помогает обнаружить, чего ты на самом деле хочешь). Нужно только постараться не мешать колесу жизни поворачиваться в ту сторону света, где зарождается третье февраля. Когда наступает фаза примирения (а она наступает, хотите вы этого или нет), вы просто становитесь спокойнее и яснее видите реальную цель. Реальная цель - это настоящее, которое привлекает и вызывает доверие, хотя бы чуть больше надежды и доверия, чем все остальное. Как любовь, которая манит и пугает неизвестностью. Как Рита. Возможно, это ваша половинка. Возможно, новое общество или работа. Нечто реальное, с чем можно контактировать без особого волнения и не уезжая из Пенсильвании (то есть оставаясь самим собой, неидеальным Филом-сурком). Когда об этом говоришь гипотезами, это обычно вызывает сильное недоверие - модели, модели! Но это неизбежно случается. С наступлением фазы примирения можно что-то делать и меньше беспокоиться о том, какое сегодня число. Вы перестаете цепляться за Несбыточное и имеете дело с реальным, вот и все. Нет, не все. Вам приятно что-то делать и чего-то не делать, контактировать с кем-то и кого-то избегать. Вы научаетесь избегать и самого вредного - мыслей типа: " А вот если бы я!.. А вот если бы они!.." Вы открываете для себя неизбежность того, чего не избежать (смерть бомжа в фильме). Вы смиряетесь с тем, что все сурки, что вы сами сурок, и, возможно, Бог тоже не кто иной, как особо крупный мордатый Сурок, который, кстати, не так уж плохо для сурка спроектировал этот мир. И ладно. Главное, что контакт с реальным (музыкой, людьми и Ритой) начинает приносить плоды - так называемый положительный ответ мира. То, что в фильме символически сводится к вечернему празднику, на котором все благодарят Фила и восхищаются им, на котором разгорается ответная - и неизбежная- любовь Риты, самой главной части мира. Колесо поворачивает. Жизнь - не кино. В ней все происходит по-настоящему и гораздо круче. С массой синхронистичностей и совпадений, с подарками, которые кажутся незаслуженными. Все постепенно изменяется и налаживается. "Я ничего такого не сделал, я ведь просто делал, что хотел и что мог, и не делал того, чего не мог. Помогал кому хотел или мог, махал рукой на то, что не в моих силах. Я, конечно, мучился, но все же мучаются, почему у меня получилось?!" Это неизбежно. Для того чтобы получилось, не надо быть гением, удачливым человеком, дельцом, хитрецом, ученым, красавицей. Здесь не нужны какие-то особые умения - только те, которые у вас уже есть. Пропустить этот кусок через себя, получив его питательные вещества, стать сильнее и пойти дальше - это скорее всего то, чего хочет от нас неуемная субстанция, которую условно называют земной жизнью. В один прекрасный день наступает третье февраля, верим мы в это или нет. Разумеется, жизнь третьего февраля не кончается и, как уверяют оптимисты, она не кончается и после смерти, так что для начала подыщем себе дом (сказал великий просветленный Фил Коннерс третьего февраля)! Но это уже другое кино. |