Здравствуйте! |
Если Вы, хотя бы один раз в жизни задавали себе вопрос: Кто Я? Зачем Я? Для чего Я?, если Вы, по-прежнему, способны удивляться жизни, быть искренними, любить, или... если Вы, в суете жизни утеряли эту свою исконную, данную нам с рождения способность, ВЫ ПОПАЛИ ПО АДРЕСУ! "МАСТЕР КЛЮЧЕЙ" - портал о человеке и его мирах. Человек, возможно, и начинается с этих самых главных вопросов. А Жизнь, которая проявляется через Вас и есть те Миры, которые интересуют нас больше всего! Потому что, именно через ЭТО стучится к вам Ваша Душа, стремясь помочь раскрыть Вам Ваш Полный Потенциал и реализоваться как Человеку.
|
О вреде романтизма в культурной среде | | Печать | |
Автор Ирина МАКСИМЕНКО | |
Сразу предвижу вопросы: о каком таком романтизме речь, и где она, эта культурная среда, которой угрожает не голодная бюджетная смерть, а именно романтизм? Предвижу скепсис: это не про тех ли, кто в "клевом прикиде", а то и в "унисексе", в "мерсе" - а даже и в маршрутке! - едет и прямо-таки знает себе цену. Нет, не про тех, но… Маятник резко качнулся в сторону материальных ценностей, видимо, одновременно с крушением социально-экономической системы… Ну, не будем об этом: не то, что все в курсе, а целое поколение выросло без красных галстуков, очередей и утопических идей. И ничего - живы. Но мы-то (может быть, и с вами…) помним время, когда книги о "большой и чистой" были в большом же дефиците, и светлые идеалы не были поруганы и оценены (то есть о-бес-ценены). И я лично очень обиделась, когда "психологов наставник" сказала нам, что Александра Грина подросткам читать не рекомендуется, а даже наоборот, противопоказано. Но тут возникает вопрос: что же тогда будет о-благо-раживать души юного поколения? Что будет поднимать их над тленом и суетой? Про Высшее "Я" они, пожалуй, не знают. В церкви, несмотря на свободу совести, тоже почему-то все больше старушки… Что поможет им почувствовать наличие в себе такой сложной субстанции, как душа? Не курсы же менеджеров, в конце концов! Для начала неплохо бы выяснить, какое благо может порождать в умах классический романтизм? Удобнее всего (или, скорее, общепринято) это делать на примере наиболее ярких и типических образах. Если мы говорим о Грине, это, конечно же, Ассоль и Грей из "Алых парусов". Если кто подзабыл классику, напоминаю фабулу сюжета. Ассоль росла без матери, ее отец - угрюмый и нелюдимый моряк - надолго оставлял ее одну, уходя в море. Он-то и внушил дочке, что однажды прекрасный принц, капитан корабля, придет за ней под алыми парусами и навсегда заберет из грязной деревушки, где мечты загибаются на корню. Это предсказание, символ веры Ассоль, было настолько фантастичным, что сделало девушку притчей-во-языцех. А сказать проще - ее считали слегка чокнутой. Грей же, юноша из аристократической семьи, сызмальства грезил приключениями и дальними странами. Разумеется, он тоже был нетипичным в своей среде, тем более, что и его детство было лишено материнского тепла, и, как и Ассоль, Грей черпал вдохновение в фантазиях на тему прекрасного будущего. При этом он целенаправленно искал трудностей и шишек и реализовал их на все сто вкупе с мечтой стать суровым капитаном на большом судне. Дальнейшее, наверное, помнят все: Грей увидел Ассоль, влюбился, узнал про ее мечту, накупил ярко-красного шелка и вошел в гавань под алыми парусами, и - да, навсегда забрал ее из тех мест, где до сих пор стоят, разинув рот, неверующие дураки и обыватели. Такова эта история, которая считается одной из самых романтичных в литературе: даже имена героев стали практически нарицательными. Но что же делает романтическое произведение таковым? Не претендуя ни на какие открытия в литературоведении, изложу точку зрения практического психолога. Первое. Главный герой должен быть максимально положительным, но существовать в предельно тяжелой ситуации, либо попасть в нее благодаря обстоятельствам. При этом необходимо наличие у героя светлого и малодостижимого ИДЕАЛА. В данном случае практическая недоступность последнего подчеркивает, что ИДЕАЛ высок, как планка у олимпийского прыгуна. Второе. Поддерживать героя в его стремлении к материализации ИДЕАЛА призвана его ВЕРА в саму возможность этой материализации и НАДЕЖДА, что это обязательно произойдет. При этом ЛЮБОВЬ становится результатом достижения ИДЕАЛА (иногда - средством) и приравнивается к СЧАСТЬЮ. В любом случае, СЧАСТЬЕ - это результат процесса достижения: ЛЮБОВЬ и СЧАСТЬЕ ИДЕАЛ НАДЕЖДА ВЕРА
И наши конные прогулки, И "шепот, робкое дыханье…",
Как грубо жизнь материальна, Так что же - ура тому, кто книг не читает?! Но простите: нынешние романтики, возможно, и не читают - зато кино смотрят! А там - сплошной романтизм. Да еще неродной какой-то, местами даже уродливый. |